Мы намеренно не рассматривали панель VST Master
Effects раньше, т. к. в стереоконфигурации она является аналогом
сходной панели программы Cubase VST, которая в этой программе предназначена
для подключения plug-ins общей обработки. Такими plug-ins обычно бывают
эквалайзеры, компрессоры, максимайзеры и дизеринг-процессоры.
В этом разделе речь идет о Surround Sound, поэтому панель
VST Master Effects будет рассмотрена под этим углом зрения — для
многоканального режима.
В зависимости от настроек VST Master Setup
мастер-шина в программе Nuendo может состоять максимум из восьми каналов.
Панель VST Master Effects вызывается одноименной
командой меню Devices, клавишей <F7>
или кнопкой Ins (Ipserts) фейдера мастер-шины
(см. рис. 2.156). Панель состоит из восьми слотов, причем седьмой и восьмой
Примечание
На рис. 2.160 изображена шестиканальная конфигурация панели VST Master
Effects для пресета 5.1 Surround.
Рис. 2.160. Панель VST Master Effects
Сделано это не случайно. Седьмой и восьмой слоты предназначены для восьмиканального
дизеринг-процессора Nuendo Dither (или двухканального UV 22), а также
для модуля Matrix Encoder. После обработки этими модулями уровень сигнала
больше изменяться не должен.
Остальные шесть слотов могут использоваться для тех же компрессоров, эквалайзеров
и максимайзеров. Каждый слот активизируется красной кнопкой. Каждый щелчок
правой кнопкой мыши по кнопке Ins (Inserts)
фейдера мастер-шины (см. рис. 2.156) включает/выключает режим обхода всех
слотов панели VST Master Effects.
В многоканальной конфигурации Surround-проекта обработка должна вестись
специализированными многоканальными plug-ins. Такие модули после инсталляции
нужно искать в субменю Surround списка plug-ins.
Фирма Steinberg разработала для Nuendo специальный пакет восьмиканальных
модулей под названием Nuendo Surround Edition. Пакет состоит из следующих
plug-ins:
С помощью этого пакета в Nuendo можно производить Surround Mastering
многоканального звука во всех существующих форматах.
Для работы с многоканальным звуком необходимо иметь возможность группировать
каналы (то есть связывать каналы по обработке).
Для примера можно рассмотреть случай обработки стереосигнала компрессором
с отсутствием связи между каналами. Тогда громкий звук в одном канале
вызовет срабатывание компрессора только по этому каналу. Результат — смещение
звука по стереобазе к центру. Связь между каналами вызвала бы срабатывание
компрессора по обоим каналам, и смещения звука не произошло бы. Чтобы
понять преимущества восьмиканального компрессора со сгруппированными каналами,
распространим эту ситуацию на многоканальный звук.